Главная » Файлы » Методическая копилка |
| 11.11.2013, 13:01 |
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала очень актуальной Кризисное состояние общества и семьи, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. К сожалению, воспитание детей с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс ориентируется на обучение в ущерб воспитанию. В нашем поселке родители, в силу своей
занятости, с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детский сад, поэтому именно мы, педагоги, должны сыграть ведущую
роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Размышления
на тему воспитания духовности у дошкольников на основе православных
традиций посещали нас давно, но в то время такой возможности у нас не было. В 2000 году в нашем поселке началось
строительство православного Храма. А в свободном помещении детского сада
находилась Домовая Церковь. Священник часто подходил к детям во время прогулки,
проводил беседы, приглашал посетить Храм. На одном из
педагогических советов мы подняли вопрос о том, можем ли мы с детьми посещать
Церковь, как отнесутся к этому родители, и имеем ли мы право в условиях
светского учреждения проводить эту работу.
Для того, чтобы изучить отношение родителей к данной проблеме, мы
провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что,
несмотря на различные мнения, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с
традициями, религией и выросли с четкими представлениями о морали и
нравственности. В среднем 95% семей называют себя православными и положительно
относятся к тому, чтобы их ребёнок стал участником встреч с православным
священником, вместе с воспитателем ходил на экскурсию в Храм.
Нами было принято решение начать работу с детьми по
духовно-нравственному воспитанию на основе православных традиций.
Для того, чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания
нам были необходимы определённые условия: 1. Наличие
предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса; 2.
Обеспечение
программно-методической и художественной литературой; 3.
Профессиональная
подготовка воспитателей по данному вопросу. Ничего из вышесказанного у нас не было. Для начала мы создали в каждой
группе предметно- развивающую
среду, соответствующую возрасту детей.
Была создана библиотечка, где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с
христианским смыслом, красочные книги с русскими народными сказками, уголки
русской декоративной росписи. Было
отведено место для театральной деятельности. В каждой группе имеется уголок
ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры. Затем, с помощью всех сотрудников детского
сада, начали оборудовать музей старины. Чудом сохранившиеся старинные бытовые
предметы отыскивали и в городских квартирах, и на дачах, и в деревенских домах
у родственников. В свободном помещении
детского сада поставили печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили
самотканые половики. В «избе» появились: божница, расшитые полотенца, прялка,
самовар, кухонная посуда.
Начало было положено, но осталось много вопросов: по какой программе
работать? Где взять конспекты занятий? Как включить занятия по
духовно-нравственному воспитанию в сетку традиционных занятий, ведь никто не
отменял основную «Программу», по которой мы работали? Приходилось искать
материал в интернете, ксерокопировать конспекты занятий у знакомых, заниматься
поисками нужной литературы. Все это время наши дети, вместе с
воспитателями, посещали Церковь, беседовали со священником, получали в подарок именные иконки. Также Отец
Андрей посещал наш детский сад, присутствовал на праздничных утренниках, с
разрешения родителей причащал детей.
Когда появилась программа «Приобщение детей к истокам русской народной
культуры» под редакцией О.Л.Князевой и М.Д.Маханевой, мы сразу взяли её на
вооружение. Для своей программы авторами были выбраны следующие приоритеты: 3. Большое
место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники
и традиции. 4.Очень важно
ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят и
пробудить интерес к национальному изобразительному искусству. Мы составили перспективный и
календарный планы и стали проводить работу с детьми всех возрастных групп,
начиная с ясельной. Ведь даже в этом нежном возрасте детям понятны и близки
русские народные песенки, потешки, сказки. Работу мы проводим на занятиях и в
повседневной жизни. Педагоги на таких занятиях, как: «Милости
просим, гости дорогие», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Вот
так чудо - самовар», «Хлеб всему голова» знакомят детей с убранством избы,
старинными предметами обихода, рассказывают об их предназначении, разучивают
пословицы, поговорки. На музыкальных занятиях разучивают
народные песни и танцы. С помощью народных праздников «Рождественские посиделки»,
«Ой, ты, Масленица», «Красная горка»,
дети знакомятся с праздничной культурой русского народа.
Важным элементом в нашей работе является сказкотерапия. Начиная со
старшей группы мы знакомим детей со сказками Коротковой Людмилы Дмитриевны.
Дети слушают их, затаив дыхание, с интересом принимают участие в обсуждении. Также у нас
возникла идея проведения православных праздников: Пасхи и Рождества. По
программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» мы проводили
такие праздники, но они давались детям, как народные и никак не связывались с
Православием. Мы решили попробовать провести праздник Пасхи, используя духовные традиции Православия и элементы
народных традиций. Решив рассказать малышам о
Православном празднике, мы не рискнули полагаться только на собственные
познания, а обратились к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей
столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание Вместе с музыкальным руководителем мы
составили конспект проведения праздника. Для этого нам пришлось досконально
изучить историю, народные и православные традиции празднования Пасхи.
Музыкальный руководитель составляла композиции танцев, переделывала слова
песен. Вместе мы искали записи Пасхальных богослужений, материал и необходимую
аппаратуру для показа слайдов. Воспитатели проводили предварительную работу с
детьми: рассказывали детям об Иисусе Христе, о его земной жизни и воскресении,
готовили вместе с детьми выставку работ на Пасхальные темы. Возникало много
вопросов, например: как рассказать детям о воскресении, не затрагивая тему смерти?
Мы обращались к священникам, которые помогали нам советами. Наш опыт показал, что Православный
праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго
сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях. Праздники Пасхи стал у нас традиционным. Ежегодно мы приглашаем на него родителей и всех прихожан Храма преображения Господня, готовим выставку детских работ и угощение для гостей. Духовным наставником нашего дошкольного учреждения является настоятель Храма преображения Господня отец Ярослав, который встречается с детьми и их родителями не только в праздники. Он часто заходит побеседовать с детьми о добре, милосердии и сострадании к людям. Воспитатели вместе с детьми посещают Церковь, присутствуют на службах. По программе «Приобщение детей к истокам
русской народной культуры» мы работаем и по сей день. Но время идет вперед,
появились новые программы, которые нас заинтересовали. На протяжении двух лет
мы использовали элементы программы «Мир – прекрасное творенье» под редакцией
Л.П.Гладких, архимандрита Зиновия, В.М.Меньшикова. Особый интерес у всех педагогов вызвала программа «Добрый мир» под редакцией Л. Л. Шевченко. Содержание
программы «Добрый мир» нацелено на развитие личности ребёнка дошкольного
возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных
духовных и нравственных ценностей. Мы второй год используем эту программу в
области духовно-нравственного и православного воспитания и сделали вывод, что
она на данный момент самая глубокая и богатая по подбору материала. Духовно-нравственное воспитание детей
на основе православных традиций в
условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно
трудным и деликатным, требующим единения желаний всех участников
воспитательно-образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Анализируя
работу за тринадцатилетний период, мы пришли к выводу, что воспитание, даваемое
в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если
родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни,
которые преподают педагоги и священники. Наша задача – помочь родителям
осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться
нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за
воспитание детей перед Богом и обществом. Но, вера – дело сугубо личное и мы не
вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с
родителями мы определили как просветительскую, т.е. познакомить родителей с
православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. В сентябре мы провели общее
родительское собрание, которое было посвящено вопросам духовно-нравственного
воспитания. В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам
наглядной информации: стендам, ширмам, папкам-передвижкам. Для этого необходимо
совершенствовать профессиональный рост и
самих педагогов, работающих в этом направлении, ведь зачастую воспитателям не
хватает элементарных знаний по той или иной теме. Мы надеемся, что наши воспитатели
будут проходить курсы повышения квалификации по духовно-нравственному
воспитанию.
Подводя итог сказанному, делаем вывод, что работа по развитию
нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы
надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут
добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
| |
Просмотров: 2580 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |