Главная » Файлы » Методическая копилка

Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций

11.11.2013, 13:01

          В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стала очень актуальной  Кризисное состояние общества и семьи, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. К сожалению, воспитание детей с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс ориентируется на обучение в ущерб воспитанию.

         В нашем поселке родители, в силу своей занятости, с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детский сад, поэтому  именно мы, педагоги, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Размышления на тему воспитания духовности  у дошкольников на основе православных традиций посещали нас давно, но в то время такой возможности у нас не было.

         В 2000 году в нашем поселке началось строительство православного Храма. А в свободном помещении детского сада находилась Домовая Церковь. Священник часто подходил к детям во время прогулки, проводил беседы, приглашал посетить Храм.

На одном из педагогических советов мы подняли вопрос о том, можем ли мы с детьми посещать Церковь, как отнесутся к этому родители, и имеем ли мы право в условиях светского учреждения проводить эту работу.

       Для того, чтобы изучить отношение родителей к данной проблеме, мы провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что, несмотря на различные мнения, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими представлениями о морали и нравственности. В среднем 95% семей называют себя православными и положительно относятся к тому, чтобы их ребёнок стал участником встреч с православным священником, вместе с воспитателем ходил на экскурсию в Храм.

        Нами было принято решение начать работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию на основе православных традиций.

     Для того, чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания нам были необходимы определённые условия:

1.  Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса;

2.      Обеспечение программно-методической и художественной литературой;

3.      Профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу.

Ничего из вышесказанного у нас не было.

Для начала мы создали в каждой группе  предметно- развивающую среду,  соответствующую возрасту детей. Была создана библиотечка, где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими народными сказками, уголки русской декоративной росписи.  Было отведено место для театральной деятельности. В каждой группе имеется уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для  инсценировок сказок, кукольные театры. 

     Затем, с помощью всех сотрудников детского сада, начали оборудовать музей старины. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали и в городских квартирах, и на дачах, и в деревенских домах у родственников.  В свободном помещении детского сада поставили печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. В «избе» появились: божница, расшитые полотенца, прялка, самовар, кухонная посуда.

    Начало было положено, но осталось много вопросов: по какой программе работать? Где взять конспекты занятий? Как включить занятия по духовно-нравственному воспитанию в сетку традиционных занятий, ведь никто не отменял основную «Программу», по которой мы работали? Приходилось искать материал в интернете, ксерокопировать конспекты занятий у знакомых, заниматься поисками нужной литературы.

Все это время наши дети, вместе с воспитателями, посещали Церковь, беседовали со священником,  получали в подарок именные иконки. Также Отец Андрей посещал наш детский сад, присутствовал на праздничных утренниках, с разрешения родителей причащал детей.

     Когда появилась программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л.Князевой и М.Д.Маханевой, мы сразу взяли её на вооружение. Для своей программы  авторами были выбраны следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

4.Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству.

        Мы составили перспективный и календарный планы и стали проводить работу с детьми всех возрастных групп, начиная с ясельной. Ведь даже в этом нежном возрасте детям понятны и близки русские народные песенки, потешки, сказки. Работу мы проводим на занятиях и в повседневной жизни.

Педагоги на таких занятиях, как: «Милости просим, гости дорогие», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Вот так чудо - самовар», «Хлеб всему голова» знакомят детей с убранством избы, старинными предметами обихода, рассказывают об их предназначении, разучивают пословицы, поговорки.

На музыкальных занятиях разучивают народные песни и танцы. С помощью народных праздников «Рождественские посиделки», «Ой, ты, Масленица»,  «Красная горка», дети знакомятся с праздничной культурой русского народа.

        Важным элементом в нашей работе является сказкотерапия. Начиная со старшей группы мы знакомим детей со сказками Коротковой Людмилы Дмитриевны. Дети слушают их, затаив дыхание, с интересом принимают участие в обсуждении.

Также у нас возникла идея проведения православных праздников: Пасхи и Рождества. По программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» мы проводили такие праздники, но они давались детям, как народные и никак не связывались с Православием. Мы решили попробовать провести праздник Пасхи, используя  духовные традиции Православия и элементы народных традиций.

           Решив рассказать малышам о Православном празднике, мы не рискнули полагаться только на собственные познания, а обратились к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание

           Вместе с музыкальным руководителем мы составили конспект проведения праздника. Для этого нам пришлось досконально изучить историю, народные и православные традиции празднования Пасхи. Музыкальный руководитель составляла композиции танцев, переделывала слова песен. Вместе мы искали записи Пасхальных богослужений, материал и необходимую аппаратуру для показа слайдов. Воспитатели проводили предварительную работу с детьми: рассказывали детям об Иисусе Христе, о его земной жизни и воскресении, готовили вместе с детьми выставку работ на Пасхальные темы. Возникало много вопросов, например: как рассказать детям о воскресении, не затрагивая тему смерти? Мы обращались к священникам, которые помогали нам советами.        Наш опыт показал, что Православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события,  рассказывают в семье о своих впечатлениях.

         Праздники Пасхи стал у нас  традиционным. Ежегодно мы приглашаем на него родителей и всех прихожан Храма преображения Господня, готовим выставку детских работ и угощение для гостей. Духовным наставником нашего дошкольного учреждения является настоятель Храма преображения Господня отец Ярослав, который встречается с детьми и их родителями не только в праздники. Он часто заходит побеседовать с детьми о добре, милосердии и сострадании к людям. Воспитатели вместе с детьми посещают Церковь, присутствуют на службах.

         По программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» мы работаем и по сей день. Но время идет вперед, появились новые программы, которые нас заинтересовали. На протяжении двух лет мы использовали элементы программы «Мир – прекрасное творенье» под редакцией Л.П.Гладких, архимандрита Зиновия, В.М.Меньшикова.  

         Особый интерес у всех педагогов вызвала программа  «Добрый мир» под редакцией Л. Л. Шевченко. Содержание программы «Добрый мир» нацелено на развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Мы второй год используем эту программу в области духовно-нравственного и православного воспитания и сделали вывод, что она на данный момент самая глубокая и богатая по подбору материала.

          Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций  в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов, детей и родителей.

Анализируя работу за тринадцатилетний период, мы пришли к выводу, что воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые преподают педагоги и священники. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками,  и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.

         Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т.е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

         В сентябре мы провели общее родительское собрание, которое было посвящено вопросам духовно-нравственного воспитания. В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стендам, ширмам, папкам-передвижкам. Для этого необходимо совершенствовать профессиональный  рост и самих педагогов, работающих в этом направлении, ведь зачастую воспитателям не хватает элементарных знаний по той или иной теме. Мы надеемся, что наши воспитатели будут проходить курсы повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию.

        Подводя итог сказанному, делаем вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Светлана Прокофьевна
Просмотров: 2580 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: